воскресенье, 28 апреля 2019 г.

 


Консультация для родителей "Детские квест-игры. Что это такое?"

Обучение в форме игры - замечательная творческая возможность интересно и оригинально организовать жизнь детей. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

        Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.



        Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра - наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

        Квест (от англ. поиск, приключение) - путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. Сегодня таким способом проводят мероприятия в детском саду, школе, организовывают праздники. В чем же секрет успеха такой формы досуга?

    Квест- это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное - искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

        Значение квест-игр:

  • обучают умению планирования и прогнозирования;закладывают основы самоанализа;
  • воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
  • развивают волевые качества и целеустремлённость;
  • создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;
  • способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

        Задачи квест-игр:

  1. активизировать интерес к познанию окружающего мира;
  2. помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
  3. создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
  4. воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
  5. способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
  6. стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

      Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
  • художественно-изобразительной(рисование, конструирование и т. д.);
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

        С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:

дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;

  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников

  Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг - игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

        Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

- 20–25 минут для младших дошкольников;

- 30–35 минут для воспитанников средней группы;

- 40–45 минут для старших дошкольников.

        Типология квестов:

  • Линейные - задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
  • Штурмовые - команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  • Кольцевые - круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

    Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста - команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

        Этапы прохождения квеста

      Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог - вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
  • Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  • Экспозиция - прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

   Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

- Что вызвало наибольший интерес?

- Что узнали нового?

- Что показалось трудным?

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

        Примеры оформления игрового маршрута

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта - изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» - планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
  • «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
  • заморозить в кубике льда;
  • написать «секретное письмо» - ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
  • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
  • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
  • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
  • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

        Примеры заданий

  • «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
  • «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
  • «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
  • «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
  • «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача - определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
  • «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая - о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
  • «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
  • «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Рекомендации  по проведению и организации квест-игр

        Алгоритм работы над программным содержанием игры:

  • Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
  • Какие задачи наиболее важны для детей?
  • Какие темы были бы действительно актуальными?
  • Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
  • Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
  • Какой результат хотелось бы видеть?
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
  • Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
  • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача -заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
  • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
  • зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
  • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
  • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
  • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  • Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:

- продумать методику проведения игровых испытаний;

- подготовить презентацию для вводной части;

- продумать музыкальное оформление;

- подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

        О чём нужно помнить при подготовке квеста:

  • Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
  • Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
  • Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
  • Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
  • Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
  • Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
  • В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
  • Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
  • Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
  • Роль педагога - направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
  • В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

 В последнее время компании, занимающиеся организацией праздников, предлагают такую услугу, как детский квест на день рождения. Такой праздник можно организовать и самостоятельно. Нужно лишь подойти ответственно и креативно к составлению сценария. Особенностями такого вида квестов является то, что именинник является главным героем сюжета. Цель такого мероприятия - положительные эмоции участников.

        Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты. Этот квест включает в себя различные приятные моменты и подарки, например, можно использовать большой воздушный шар, в котором спрятаны сладости, или печенья с пожеланиями. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей. Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!

Комментариев нет:

Отправить комментарий