воскресенье, 28 мая 2023 г.

 «Использование элементов логоритмики в коррекционно-образовательном обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ».


Скажи мне – и я забуду, 

Покажи мне - и я запомню, 

Вовлеки меня – и я научусь. 

Китайская мудрость 

  Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений. Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия. Логоритмика также содействует и эстетическому воспитанию детей. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются использование средств логопедической ритмикой. Используя элементы логоритмики, отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Использование логоритмики способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. На занятиях по развитию речи используются следующие элементы логоритмики: -логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков); -чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; -пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук; - упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга, самомассаж; -стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; - упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления. Первое звено: Логоритмически упражнения способствуют воспитанию таких личностных качеств человека с речевым расстройством, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки. Указанные качества формируются под влиянием как личного примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Фантазии у ребенка являются проявлением внутренней потребности выразить свое психическое состояние. Правильно развивающийся ребенок в наибольшей степени проявляет творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у ребенка связывается с определенным видом деятельности (конструктивной, игровой, рисованием и т.д.). Если в развитии ребенка наблюдаются нарушения, то возникает ограничение или полное отсутствие данного желания. Нарушение творческих способностей устраняется с помощью упражнений, развивающих эту способность. Проведение творческих упражнений требует от педагога специальных методических приемов. В этих упражнениях невозможно предвидеть степень участия детей в творческом процессе. Поэтому рекомендуется обратить внимание на следующие моменты: 1) детям заторможенным, стеснительным, робким следует предлагать упражнения с наибольшим числом творческих элементов, чтобы у них развивалась способность к творчеству; 2) все двигательные замыслы детей должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать возможные неудачные композиции; 3) творческие композиции надо вводить только после того, как ребенок овладеет элементарными двигательными умениями. 

  Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых

нарушений. Данное звено реализуется с помощью логоритмических упражнений в зависимости от речевого нарушения и предполагает: 1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией). Темп и ритм дыхания воспитываются в процессе двигательных упражнений, сначала — без речи, затем — с речью. Например, сначала спокойно походить на полных ступнях по кругу, затем по сигналу поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох); поднять руки на уровень плеч (вдох), опустить (выдох); развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, с использованием ритмической речи, перечисления, счета, таблицы умножения, спряжения и т.д. В ходьбе по кругу по сигналу сначала поднять руки вверх (вдох), затем опустить их вниз, протяжно произносить звук («а»]; сочетание звуков [auau-au]; счет — «один, два, три, четыре, пять»; дни недели; спряжение — «я иду, ты идешь, он идет» и т.д. 2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием, если у последних существуют нарушения звукопроизношения разного генеза). Для того чтобы усовершенствовать оральный праксис, добиваются за счет подражания и упражнений динамичности, плавности, четкости, экономичности, выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы; развивают моторные и сенсомоторные координации, доводя выполнение движения до автоматизма. На этой основе совершенствуются движения и артикуляторных органов. Кроме указанного косвенного развития артикуляторной моторики, используются и специальные движения для мимических мышц и линии губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например, предлагается мимикой показать веселого или грустного человека; человека, пробующего кислый лимон и сладкое яблоко. С развитием мимических мышц задания усложняются: предлагается показать боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, презрение, брезгливость и т.п. под соответствующую настроению музыку. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий